Главная Наши интервью Неоконченные уроки (продолжение)

Неоконченные уроки (продолжение)

11.03.2015
Неоконченные уроки  (продолжение)

Жизнь способна преподносить чудесные и светлые моменты, даже когда истекают всякие сроки давности прошедших событий. Таким чудом для меня было чтение публикации Б.Н. Ефимова «Неоконченные уроки» в нашей районной газете о замечательном человеке, Учителе с большой буквы Павле Алексеевиче Ефимове.

О воспоминаниях принято говорить «нахлынули», но в данном случае они «затопили» водоворотом. Это были бесконечно тёплые дни: казалось, что за окном не ледяной зимний дождь, а черёмуховая майская пурга 1975 года. И звонок подруге начался не со слов: «Сегодня в магазине подорожали…», а с сердечного: «А ты помнишь?» И в ответ: «Конечно, помню». На улице - кризис, а на душе – весна и молодость…

Сорок лет назад мы с Аллочкой, ставшей подругой на всю жизнь, недобрав по роковому баллу в пединституты (в то время достаточно престижные), приехали на работу учителями в Далёвскую восьмилетнюю школу, где Павел Алексеевич Ефимов работал директором.

Первое, что удивило нас, вчерашних школьниц, - удивительно уютная школа, размещавшаяся в нескольких деревянных зданиях. На стене в учительской висел механизм, сделанный из часов-ходиков и металлических проволочек, который в нужное время включал заливистый школьный звонок. В шкафу стояла стопка школьных тетрадок, которые Павел Алексеевич заполнял во время частых посещений наших уроков. Приходил, скромно садился за последнюю парту, фиксировал все нюансы урока и после разбирал, давая бесценные советы.

Волею судеб мне пришлось преподавать химию. Однажды на уроке во время демонстрации аппарат Киппа никак «не хотел» выделять водород, необходимый для опытов, Павел Алексеевич скромно предложил: «Лариса Игоревна, я как-то видел такой опыт. Давайте я вам помогу». И когда при горении водорода на пластинке появились крупные капли воды, радовался не меньше меня. Хочу добавить, что для преподавания естественных наук в школе было всё: реактивы, оборудование и даже вытяжной шкаф.

В первые же дни директор всех поступивших на работу учительниц, а нас было четверо, научил пользоваться киноаппаратом и тщательно проверял, как мы используем фильмы, присылаемые из областной фильмотеки. Он требовал, чтобы каждый пункт учебной программы был выполнен, все опыты показаны и все практические работы проведены. Павел Алексеевич считал, что ученик, получающий в течение четверти двойки, должен иметь их и в четверти. Качество учительской работы количеством неуспевающих не измерялось. Я до сих пор помню его слова: «…Пусть в нашей школе будет самая плохая успеваемость в районе, но в ней не будет очковтирательства».

В конце учебного года он, просматривая итоги успеваемости, сказал мне, что с учеником, получившим за третью, самую большую, четверть двойку, надо позаниматься. Мне был вручён велосипед, о котором так сердечно в своей статье вспоминал Б.Н. Ефимов, и я ездила в течение нескольких дней в деревеньку километрах в пяти, а мальчик на полянке у дома со старанием пересказывал содержание учебных параграфов. Я не знаю, как в дальнейшем сложилась у этого мальчика жизнь и пригодились ли ему эти темы, но в том, что он понял: оценки надо получать, зарабатывая, - уверена.

Велосипед директора был для нас общественным транспортом. Автобус ходил нерегулярно, а деревня Вины была в двенадцати километрах по просёлочной дороге.

Лишь спустя много лет пришло осознание того, что он, человек, прошедший войну и всю жизнь посвятивший детям, жил, понимая, что всегда на виду. Жил каждый день как последний. Всегда трезв, подтянут, чисто выбрит.

Мы знали, что школа построена учениками-старшеклассниками. Мы видели, как он вместе с мальчиками сажал в парке у школы деревца, принесённые из леса, но никогда не рассказывал о своём военном прошлом. На школьном стенде «Они сражались за Родину» была и его фотография, а сам собственноручно и самозабвенно рисовал на домах ветеранов и участников войны к 30-летию Победы красные тимуровские звёздочки. И по тому, как трепетно это выполнял, было видно, насколько это ему дорого.

Истинную значимость времени, проработанного в этой школе, я поняла после того, как взвалила на себя руководство одним из образовательных учреждений района на семь лет, показавшихся мне бесконечными. Вот где пригодились уроки поведения, такта, хозяйствования, полученные в Далёвской школе.

Бывают руководители от Бога, Павел Алексеевич – тому пример. Вспоминая тот первый год работы, я понимаю, что учителями нас, семнадцатилетних, можно было считать с большой натяжкой, но самое удивительное, что себя ими ощущали в полной мере. И всё, конечно, благодаря директору. Это была не школа, а родной школьный дом, где в кабинете учительницы не было проблем: выбитых стёкол, ломаной мебели, перегоревшей лампочки. В этом доме было тепло и уютно, а в школьной столовой ждали вкусные завтраки за символические 15 копеек, потому что овощи ученики сами выращивали на пришкольном участке. Когда же в деревенский магазин из-за бездорожья не завозили продукты, повар тётя Нина пекла хлеб, вкуснее которого я в своей жизни никогда не ела.

Теперь понимаю, что он относился к нам как к детям, которыми мы, в сущности, и были. На Новый год нам, как и всем ученикам, вручался подарок. Он никогда не повысил на нас голос, не высказал своего неудовольствия. Вместе с тем упорно посвящал в азы педагогического мастерства.

Далёвская школа тогда была самой маленькой в районе, автобус ходил до соседней деревни и то не всегда. В Далёве не было ни магазина, ни медпункта, и поэтому учителя особо не задерживались, обзаводились семьями, переезжали поближе к цивилизации. И почти каждый год приходили на работу новые девчушки, и всё начиналось сначала. Год спустя и я уехала – в Локотскую школу требовался учитель, и началась новая страница моей жизни…

Павла Алексеевича встретила только один раз – на методическом объединении учителей. Он рассказывал, как правильно построить урок физики по теме «Электричество». Своё выступление закончил словами: «А в конце урока я бы прочитал стихотворение…» Понятно, что если это выступление запомнилось на несколько десятков лет, то оно было замечательным. Я благодарна судьбе за встречу с этим человеком.

Не так давно впервые почти за 40 лет побывала в Далёве. Порадовалась, что деревенька жива, прошла по деревенской улочке, постояла у крайнего дома с видом на Холову. Только на школьную улочку не свернула. Не смалодушничала, просто знаю, что школа закрыта, здания горели, и от парка, наверное, почти ничего не осталось. И дом Павла Алексеевича, наверное, пуст. Решила, что пусть всё будет, как 40 лет назад, и ничего, что только в моей памяти…

Л. Петрова

 

Комментарии (0)

Фотогалерея

архив новостей

Подписка

Поделись новостью

Каталог организаций