Главная Местное самоуправление Земля нуждается в защите

Земля нуждается в защите

01.03.2014

Одним из важнейших направлений деятельности Администраций сельских поселений является осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель. Мы решили выяснить, как осуществляется эта работа в муниципальных образованиях на примере одного из крупнейших поселений района – Новорахинского сельского поселения. Тем более, что сотрудниками Росреестра оно определено как одно из лучших в районе в работе по данному направлению.

Об опыте, проблемах и перспективах организации контроля мы попросили рассказать Главу муниципального образования Г.Н. Григорьева.

- Геннадий Николаевич, в первую очередь хотелось бы знать, какие цели преследует собой работа в данном направлении.

- Контроль осуществляется в соответствии со ст. 72 Земельного Кодекса РФ в рамках п.20 ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Основными задачами муниципального земельного контроля являются обеспечение эффективного использования земель; защита государственных, муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области использования земель; принятие мер по предупреждению нарушений земельного законодательства, а также привлечение общественности к выполнению мероприятий по контролю за соблюдением требований по использованию земель.

Думаю, для всех понятно, что в современных условиях муниципальный контроль за рациональным использованием земель приобретает значительно большее значение, чем когда бы то ни было.

- Что является объектом такого контроля, и в каких формах он проводится?

- Объектом нашего внимания является выявление фактов нецелевого использования земель в границах поселения всех видов ведомственной принадлежности и форм собственности, а также наличие правоустанавливающих документов на земельные участки.

Специалистом Администрации, за которым закреплены полномочия по организации контроля, составляется годовой план проверок, согласуемый с прокуратурой. В плане предусмотрены такие мероприятия, как проверки по отдельным вопросам использования земель, общие проверки по основным вопросам землепользования, целевые проверки по вопросам использования земель юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами. К примеру, использование земель сельскохозяйственными предприятиями, эксплуатация земель, выделенных для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и пр.
Периодически приходится проводить и внеплановые проверки – они проводятся по заявлению граждан, содержащих сведения о предположительном наличии тех или иных нарушений, либо в случае невыполнения предыдущих предписаний.
В случае выявленных нарушений по фактам использования земельных участков без оформленных правоустанавливающих документов, нецелевого использования земли и прочее материалы по ним направляются в Росреестр. Далее нарушителям законодательства в сфере землепользования выписывается предписание и, возможно, штраф.

Это не значит, что мы занимаемся некой карательной деятельностью. Чаще всего подобные меры идут на пользу обеим сторонам, так как и физическими, и юридическими лицами все необходимые документы, что называется, доводятся до ума, в то время как зачастую человек и не знал, что у него некая неразбериха в бумагах.

- С кем приходится сотрудничать в вопросах контроля?

- Качество муниципального земельного контроля напрямую зависит от взаимодействия с органами, проводящими государственный земельный контроль. В нашем случае это специалисты Росреестра, с которыми на-лажена самая тесная связь. А также, как уже упоминалось, работники прокуратуры, комитета экономического развития, сельского хозяйства и природопользования.

- Расскажите, пожалуйста, об итогах деятельности в этом направлении за минувший год.

- В 2013 году нашим специалистом проведено шесть проверок земельного законодательства в отношении юридических лиц и двенадцать – в отношении физических. Выявлено одно нарушение, касающееся не использования земельного участка по целевому назначению.

- С какими сложностями приходится сталкиваться?

- Основной сложностью, конечно, остаётся определение места жительства землепользователей. Что касается своих, местных жителей, то с ними, как правило, вопросов не возникает – все проблемы решаются в текущем порядке. А вот те, кто приобрёл землю, если можно так выразиться, на всякий случай, про запас (особенно этот процесс процветал в 90-е годы), а потом разъехались кто по стране, а кто и за границу, возникает масса сложностей. Приходится вести долгую, а нередко и бесцельную переписку с различными инстанциями в процессе поиска горе-собственников. И даже когда человек найден, не всегда он реагирует на наши обращения. По закону мы не можем ничего сделать с землёй без оформления определённых юридических процедур, предусматривающих наличие собственника земли. Земли тем временем зарастают лесом. Приходят в негодность. А если учесть, что такие длительные переписки предусматривают значительные почтовые расходы на заказные письма, отнимают уйму времени специалиста, у которого масса других обязанностей, то становится понятным, насколько хлопотное это дело. Как бы то ни было, стараемся по каждому участку довести дело до логического завершения.
Нельзя не сказать и о психологической сложности этой работы. Как вы понимаете, когда дело касается земли, нередко складываются конфликтные ситуации. Однако закон есть закон, а мы на то и представители законной власти, чтобы его выполнять.

От редакции.

Как нам сообщили в Крестецком подразделении Окуловского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новгородской области, всего за 2013 год в районе проведена 81 проверка соблюдения земельного законодательства.

Из них 43 пришлись на сельские поселения, 38 – на Крестецкое городское поселение.

Всего выявлено 15 нарушений, из них 12 в ходе плановых проверок, 3 – при внеплановых. Одна внеплановая проверка касалась нарушений на территории Новорахинского сельского поселения, две других проводились по представлению межрайонной природоохранной прокуратуры относительно нецелевого использования (в первом случае) и не использования (во втором) земель сельхозназначения.

Оформлено 9 протоколов об административных правонарушениях. Наложено штрафов в общей сложности более 50 тыс. руб. При этом на граждан наложено штрафов на общую сумму 4,5 тыс. руб. (закон предусматривает штраф для физического лица от 500 до 1000 руб.). Один из нарушителей является юридическим лицом (для них законом предусмотрен штраф от 40 до 60 тыс. руб.), оштрафован на 40 тыс. руб.

Подготовила О. Егорова

Комментарии (0)

Фотогалерея

архив новостей

Подписка

Поделись новостью

Каталог организаций