Главная Местное самоуправление ЗЕМЛЯ КАК ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ

ЗЕМЛЯ КАК ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ

25.09.2013
ЗЕМЛЯ КАК ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ

Основной задачей обеспечения государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения земельного законодательства в целях рационального использования и охраны земельных ресурсов. При этом строго должны соблюдаться не только государственные права в этой области, но и права граждан и юридических лиц.

В последнее время, в связи с частыми изменениями законодательства возникает много вопросов, касающихся выявления и проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений, привлечения виновных лиц к административной ответственности, контроля за исполнением выданных предписаний. Особого внимания требуют вопросы, связанные с совершением сделок с недвижимостью физическими лицами и связанных с этим аспектов пользования землёй, оформления её в собственность и пр.

Обо всём этом мы попросили подробнее рассказать начальника Окуловского отдела главного государственного инспектора по охране и использованию земель Окуловского и Крестецкого районов Е.А. Зорину.

- Елена Аркадьевна, для читателей, конечно, в первую очередь актуален вопрос, касающийся операций с собственным земельным имуществом. Какие документы в обязательном порядке должен иметь на руках гражданин, собирающийся строить дом, или приобрести в собственность земельный участок?

- Для строительства жилья среди таких документов в первую очередь должны иметься Свидетельство о праве на землю, или договор аренды на земельный участок в соответствии с видом разрешённого использования земельного участка, на категорию земельного участка. В зависимости от категории и вида разрешённого использования участка определяется возможность строительства на нём жилого дома.

Если категория земельного участка, его разрешённое использование исключают возможность строительства, то законно возвести дом можно, лишь изменив категорию или вид его разрешённого использования. Это процедура потребует дополнительных средств и времени.

Нередко случается и так, что возникают дополнительные проблемы. К примеру, приобретя землю, человек выясняет, что строительство на ней невозможно по причине того, что по участку проходят различные коммуникации – водопровод, кабель связи и др. Естественно, никому не нужно, чтобы на его территории проводились масштабные аварийно-ремонтные работы. Поэтому, конечно, на все эти нюансы следует обратить внимание заранее.

При покупке дома необходимо обязательно выяснить, является ли дом собственностью продавца, либо владеет ли он землёй на каком-либо другом праве. Существенным условием договора купли-продажи жилого помещения является также список лиц, сохраняющих право проживания в данном жилом доме, сохраняющих право проживания в нём (опекаемые, несовершеннолетние и др.).

- Как же осуществляется государственный земельный контроль?

- Контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель осуществляется в соответствии со ст. 71 Земельного кодекса РФ специально уполномоченными государственными органами.  В настоящее время таким уполномоченным органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Контроль за соблюдением установленных режимов использования земель, недопущением их самозахвата, уничтожения межевых знаков границ земельных участков осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Внеплановые проверки проводятся на основании поступающих обращений о земельных правонарушениях, а также в связи с необходимостью проверки исполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.

Плановые контрольные мероприятия проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемыми планами проверок. Обязанность по осуществлению указанных проверок возложена на государственных земельных инспекторов. Государственные земельные инспекторы работают в тесном взаимодействии с органами муниципального земельного контроля, органами прокуратуры, с судебными приставами-исполнителями, иными органами и должностными лицами, чья деятельность связана с осуществлением государственного (муниципального) контроля.

- Какие нарушения земельного законодательства выявлены за последнее время, и какие относятся к наиболее распространённым?

- На территории Крестецкого района функцию по осуществлению государственного земельного контроля выполняют сотрудники Окуловского отдела Управления Росреестра по Новгородской области.

В 2013 году на территории Крестецкого района проведено сорок семь проверок соблюдения земельного законодательства на общей площади 9,5 гектаров, в ходе которых выявлено три нарушения земельного законодательства. Наиболее распространённым по-прежнему является самовольное занятие земельных участков, использование их без правоустанавливающих документов. Хочется подчеркнуть, что если гражданин использует земельный участок (для эксплуатации жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства и т.д.), то необходимо в обязательном порядке оформить на него правоустанавливающие документы и зарегистрировать право в Едином государственном реестре прав. При этом права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введённой указанным федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Распространены и такие нарушения, как использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом (в течение трёх лет).

- Какую же ответственность несут землепользователи, нарушившие правила пользования землёй?

- В случае привлечения к административной ответственности за совершение данных правонарушений и их неустранения в установленный государственным земельным инспектором срок, земельный учас-ток может быть принудительно изъят, в том числе, на основании ст.ст. 284-286 Гражданского кодекса РФ, у собственника.

Привлечение правонарушителей к административной ответственности является как мерой наказания виновных, так и мерой профилактики земельных правонарушений, пресечения их в дальнейшем и стимулом к ведению эффективного и рационального землепользования. В 2013 году на территории Крестецкого района к административной ответственности привлечено трое нарушителей земельного законодательства, оформлено и рассмотрено три протокола по нарушениям земельного законодательства, наложен один штраф на сумму 4,0 тыс. руб.

Подводя итог, можно констатировать, что государственный земельный контроль является необходимым элементом механизма государственного управления. Особая значимость данного правового института определяется объектом охраны, которым выступает земля.

Подготовила О. Егорова

Комментарии (0)

Фотогалерея

архив новостей

Подписка

Поделись новостью

Каталог организаций