Главная Культура и спорт По заветам отцов

По заветам отцов

31.08.2013

У многих наших сограждан представление о старообрядцах весьма туманное. Кто назовёт Сибирь, глухую тайгу, кто Лыковых, кто скажет о людях, отставших от цивилизации, о гонениях и т.п. Но мало кто знает, что лишь благодаря старообрядцам удалось сохранить такие чудеса отечественной культуры, как древнерусская икона, знаменное пение, традиции книгописания… Что самыми выдающимися русскими предпринимателями 19-20 вв. были выходцы из старообрядцев. Щедрые меценаты, перед которыми русская культура в неоплатном долгу. Отсталые и безграмотные люди таких высот достигнуть не смогли бы.

Древлеправославная Поморская Церковь (она же старообрядческая) является истинной преемницей по Символу веры Единой Соборной и Апостольской Церкви Христовой, исповедующей Троическое божество и Спасителя мира Господа нашего Исуса Христа. До реформ патриарха Никона, разделившего в 17 веке церковное единство русской нации, она находилась в лоне Церковного Русского Православия. Не отвергающая священства, но лишившаяся его по условиям последнего времени, она содержит догматы и чины дораскольной Православной Церкви, является православной Церковью старого обряда, не имеет трёхчинной иерархии.

Раскол начался с «Великой справы книг»: патриарх Никон с единомышленниками начали работу по исправлению церковных книг, затем он уже самостоятельно продолжил церковные нововведения, касающиеся изменения некоторых обрядов. Осудил двуперстие и ввёл некоторые весьма важные изменения с точки зрения православного вероучения. Начался «крестовый» поход против Отечества и Веры, Великая инквизиция над частью русского народа, не принявшего «никоновы новины». Так зародилось староверие.

…К концу 17 века, когда надежд на возврат к старому не осталось, приверженцы старой веры стали расселяться по близким и дальним окраинам. Приютом для гонимых были леса, горы, болота – там создавались поселения, монастыри, обители, скиты. Возникали старообрядческие общины.

И Новгород, и Крестцы являлись центрами староверия после раскола церкви. Из Крестецкого Яма вышел один из выдающихся духовных отцов – глава староверия Феодосий Васильевич Урусов, основатель Федосеев-ского согласия. Их история неотделима от истории всего старообрядчества; также переживали гонения и испытания, ушли «в подполье» - после закрытия церквей молились по домам. Преданные хранители веры, ныне усопшие семьи Валандиных и Севастьяновых не прекращали молиться сами и собирали в своих домах людей для молитвы на протяжении долгих лет. Горели лампады и велись службы в домах Александры Петровны Медведевой и Анны Петровны Михайловой и других – в посёлке и деревнях: Хотоли, Добрости, Лякова, Локотско. Вера с годами не потерялась, она только крепла. До последнего времени моленья проводились у Ольги Степановны Лидановской и Евдокии Васильевны Витущенко, туда же несколько лет подряд приезжал на исповедь старорусский наставник Григорий Иванович Косолапов.

Огромной радостью для верующих стало воссоздание Новгородской старообрядческой общины и открытие церкви Рождества Богородицы. Однако не всем жителям района было сподручно ездить на службы в областной центр.

На исповедь в доме одной из христианок трудно было вместить всех желающих. Назрел вопрос об открытии церкви в самом посёлке, но не было подходящего места. Прошло собрание, на котором староверы решили создать Крестецкую старообрядческую общину. Выбрали инициативную группу, совет общины. Однако за долгие годы «подполья» было утрачено правильное и грамотное ведение службы. Все члены совета прошли обучение на духовных курсах в Санкт-Петербурге при Невской поморской общине по церковному уставу и чтению. Две недели усердно молились и учились церковной грамоте. Вскоре нашёлся дом на Ямской улице, в очень удобном для прихожан месте, вблизи автобусной остановки. Однако денег на тот момент не было. Член Российского Совета Древлеправославной Поморской церкви А.А. Безгодов активно помогал в поиске необходимых средств. С помощью старорусского наставника Г.И. Косолапова, жителей д. Лякова и райцентра, а также с помощью Невской лавры была собрана нужная сумма. И в начале апреля т.г. дом стал собственностью общины. За очень короткий срок сделали ремонт: убрали лишние перегородки, поклеили обои, сделали лавки, появились аналои, подрушники. Привели в порядок дворовую территорию. Каждый, как мог, вносил вклад в благоустройство первой собственной за многие десятилетия моленной. 26 апреля верующие пришли на исповедь в чистый, светлый, уютный дом. Светлый праздник Пасхи был первым праздником в своём доме. С радостью соседствовал страх: служба должна пройти грамотно, по всем канонам. К.В. Андреева, наша землячка, ныне служительница Коломенской церкви, стала нашей путеводительницей. Под её руководством состоялось Пасхальное богослужение и по сей день проводятся различные службы. В мае на праздничное богослужение нас посетил настоятель Российской Древлеправо-славной Поморской общины О.И. Розанов с группой служителей. Мы долго готовились к этой встрече. Гости привезли в подарок иконы и книги. Необыкновенная радость охватила верующих во время богослужения, которое проводил настоятель. Это стало Пасхальным торжеством для возрождённой общины. Олег Иванович оценил наши старания и поддержал, много беседовал с прихожанами, преподнёс в дар икону «Пресвятая Троица».

Конечно, у молодой общины много нужд и разного рода проблем. Хочется, чтобы был свой наставник. Обсуждался вопрос о строительстве храма. В состав Крестецкой старообрядческой общины входят уважаемые жители района, ветераны войны и труда. Хочется, чтобы состоятельные люди, староверы, прониклись имеющимися нуждами и помогли воплотить мечту о строительстве храма. Мы рады любой помощи. В нашем моленном доме проводятся различные службы, заказные молебны о здравии, за умерших, был проведён обряд крещения. Мы ждём всех, кто не забыл или хочет вспомнить свою веру и жить по её канонам, на ул. Ямская, 37. С Божьей помощью будем жить дальше и молиться. Верим, что Господь нас не оставит.

Е. Лезина

Комментарии (0)

Фотогалерея

архив новостей

Подписка

Поделись новостью

Каталог организаций