Главная Культура и спорт Немеркнущий образ

Немеркнущий образ святого равноапостольного

01.04.2015
Немеркнущий образ

 Воспитание из всех святых дел самое святое.

Святитель Феофан Затворник

В пятый раз собрались на крестецкой земле участники Троицких образовательных чтений. В этом году они посвящены князю Владимиру – просветителю Руси.

Традиционно участников и почётных гостей принимает первая школа. На открытии настоятель Свято-Троицкого храма отец Константин Буланушкин подчеркнул:

- …Вся жизнь человеческая связана со знаниями. С детства человек получает знания, чтобы затем употребить их в своей жизни. Самые же ценные – это христианские знания, помогающие правильно строить собственную жизнь, внутрисемейные отношения, воспитывать детей, устанавливать связи с окружающим миром…

В приветственном обращении Глава администрации муниципального района С.А. Яковлев отметил:

- Светское государство и Церковь служат одному общему делу - воспитанию молодёжи. Их единение в столь значимом деле трудно переоценить. Сегодня особенно значимы христианские ценности. Заметно, как растёт количество прихожан и учащихся воскресной школы. Ничто в этом плане не может быть выше единения свет-ского и духовного…

Просвещение и нравственность: забота Церкви, школы, общества – таков круг проблем, поднятых выступающими.

*       *       *

Протоиерей Александр Ранне, председатель отдела религиозного образования и катехизации Новгородской митрополии РПЦ рассмотрел вопрос о выборе исторического и культурного пути развития земли русской.

Отец Александр подчеркнул: святой князь Владимир не просто выбрал христианскую веру. Не стоит ограничиваться лишь легендой о выборе веры. Говорить о нём нужно, как о человеке, изменившем историю и геополитику. На Руси до этого шага ещё не было цивилизации, не было оснований для развития культуры. Её населяли разрозненные племена, которые князь хотел объединить.

Он сделал цивилизованный выбор. В Х веке Византия была центром, где христианство крепко и основательно завоевало свои позиции. Она обладала христианскими святынями. Святая София производила неизгладимое впечатление на русских паломников.

Попав на Русь, молодая христианская культура стала развиваться на пустом месте и поначалу не оказывала огромного влияния. Вместе с образованием на русскую почву попадали и некоторые западные традиции - приходилось многому учиться.

- Что же мы получили из Византии? - задаёт вопрос А. Ранне. - Немало. Получили жизнь в законе – представление о том, что жить надо по закону. Получили представление о браке. Понятие о судопроизводстве – именно по закону, о чём говорят дошедшие до нас летописи. Получили представление о законной власти, хотя оно очень тяжело прививалось на Руси…

После 18 века в русском обществе появляется много искушений жить с оглядкой на Запад, забывая при этом о своих традициях. Современный западный мир сегодня очень хочет сформировать новое мировоззрение, которое освобождало бы человека от всего, чтобы он развивался, как захочет.

Неизмеримая ценность христианства в том, что оно говорит об ответственности человека не только за того, кто рядом с ним, но прежде об ответственности за самого себя. Настоящее воспитание ребёнка начинается с того, что мы хотим его сделать ответственным за собственную жизнь.

*       *       *

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы НовГУ В.Г. Дидковская подняла вопрос о связи книжного просвещения с выбором религии на Руси.

…Выбор князя Владимира принёс книжное просвещение – а это один из признаков человеческой цивилизации. Кроме летописных источников, не сохранилось других текстов о времени его правления. Из «Повести временных лет» мы узнаём, что при князе началось книжное, т.е. школьное учение, тесно связанное с христианством.

- Стоит сказать, - заметила выступающая, - об основах, заложенных в его время для дальнейшего развития русского государства. Книжники в дальнейшем унаследовали эти традиции. Появился первый русский митрополит Илларион.

Она особо подчеркнула, что христианство – это книжная религия. Первые книги, пришедшие на Русь, были на старославянском языке. На него ориентировались просветители Кирилл и Мефодий. Древняя Русь включилась в христианизированную славянскую культуру. Старославянский язык цементировал славянскую общность.

Однако книжное просвещение нельзя свести только к наличию книг. Со «Слова о законе и благодати» началась древнерусская литература. Его автор митрополит Илларион на примере князя Владимира пытался создать идеальный образ христианина. Показал нравственное  величие князя в том, что он крестился сам, выбрал правильную веру и крестил всю землю русскую. Говорил задолго до канонизации о том, что воздастся Владимиру за крещение Руси. Также митрополит высоко ценил милосердие князя.

*       *       *

Старший преподаватель воскресной школы церкви св. блгв. кн. Александра Невского В. Новгорода А.Н. Митясов, много лет занимающийся изучением проблем семьи, поделился исследованиями о влиянии школы на формирование семейных ценностей у ребёнка и дал рекомендации в организации различных подходов при обучении мальчиков и девочек.

По его словам, до 1917 года в России существовало раздельное обучение девочек и мальчиков. Спустя время советская власть сделала его совместным. Как влияет  школа на формирование мужских качеств у мальчиков? Вот как на этот вопрос отвечает А.Н. Митясов:

- Одним из первых декретов нового правительства в 1917 году стало Постановление Народного комиссариата просвещения о совместном обучении девочек и мальчиков. Но в 30-е годы правительство вновь поставило вопрос о раздельном обучении в связи с остро вставшей проблемой воспитания патриотизма. Окончательно это решение утвердили в мае 1941 года. Не позволила его воплотить начавшаяся Великая Отечественная война. Однако в 1943 году к вопросу вернулись вновь и, несмотря на крайне сложное время, стали подбирать кадры – директоров и преподавателей мужчин в школы для мальчиков. Работа велась постепенно и систематически, и к 1953 году раздельное обучение охватывало 55% всех школ. После смерти И. Сталина от этой идеи отказались.

Сегодня есть все основания, на что указывают имеющийся опыт, наблюдения, исследования педагогов и психологов, утверждать: успеваемость среди мальчиков выше и медалистов среди выпускников больше в классах с раздельным обучением. В силу психологических различий к 1 классу у девочек мелкая моторика руки, внимание, собранность развиты лучше, чем у мальчиков, они становятся бесспорными лидерами, мальчики же попадают в разряд «хулиганов и лодырей», у них развивается инфантильность. И лишь к старшей школе этот процесс начинает выравниваться, но наверстать упущенное практически нельзя.

- Возможно, - иронизирует автор, - что ответы на вопрос, куда подевались настоящие мужчины, кроются в классах, где мальчики и девочки сидят за одной партой, обучаются по одной и той же методике, учителя у них только женщины, и всё это продолжается почти столетие.

*       *       *

Учитель русского языка и литературы первой школы посёлка З.Д. Филиппова представила 150-летнюю историю храма во имя Святой Троицы на основе обобщения архивных материалов бывшего преподавателя воскресной школы И. Лукашенковой. Вместе с тем показала свершения и победы дня сегодняшнего во славу Божию, подготовку к славному юбилею.

*       *       *

Гимном князю Владимиру стало выступление хора храма во имя Святой Троицы. Певчие исполнили балладу о князе Владимире, духовный стих распева Городецкого Свято-Никольского монастыря «Неувядаемый цвет», концерт Дегтярёва на Святую Троицу «Преславная днесь».

Немало порадовало детское творчество. Выступила младшая группа фольклорного коллектива «Родничок» из Малой Вишеры. Театральную постановку «Князь Владимир и Рогнеда» под руководством директора Ямского Дома культуры Л. Крючек показали учащиеся первой школы. Ученик школы №2 Александр Мишуков на суд слушателей представил исследовательскую работу «Князь Владимир» и подготовленную к ней презентацию.

*       *       *

Чтения завершены. Участники высказались за актуальность представленной тематики, отметили жизненную необходимость духовного воспитания детей.

«Сегодня мало сделать ребёнка образованным, гораздо важнее сделать его человеком!» - главное, что вынесли из мероприятия слушатели. Живой отклик получила идея о раздельном обучении детей, однако встал резонный вопрос: кто же сегодня будет учить мальчиков, если педагогов-мужчин практически нет?

Г. Чубатая

Комментарии (0)

Фотогалерея

архив новостей

Подписка

Поделись новостью

Каталог организаций