Главная Культура и спорт Как крестили новгородцев

Как крестили новгородцев

17.01.2015
Переломным моментом в истории Русского государства стало принятие христианства. По преданию, князь Владимир долго колебался в выборе религии, принимая и выспрашивая послов от разных вероисповеданий. Ислам понравился женолюбивому князю разрешением многожёнства, но запрет на вино отвратил его, ибо, по его выражению, «веселие Руси есть пити». Узнав от еврейских послов, что Бог в гневе рассеял этот народ по разным странам, Владимир сказал, что не желает, чтобы та же судьба постигла русских. Зато, когда греческий богослов изложил Владимиру суть православного учения, пересказал священную историю и показал картину Страшного суда, это произвело на многогрешного князя сильное впечатление. К тому же принятие христианства открывало путь в Византию, слабеющую, но всё ещё сказочно богатую. Новгород был менее подготовлен к новой религии, чем находившийся в непосредственной близости к Византии Киев. Здесь требовалась долгая терпеливая проповедь, и поначалу распространение новой религии шло довольно мирно. В 990 году сюда прибыл первый русский митрополит грек Михаил. При нём была заложена первая в Новгороде христианская церковь Преображения. Однако, проводив митрополита и епископов, большинство новгородцев вернулись к языческим обычаям своих предков. И тогда верх взяло самовластие будущей монархии. В 992 году была предпринята вторая попытка крещения Новгорода. Но теперь вместе с епископом Иоакимом Корсунянином сюда было направлено войско во главе с дядей великого князя Добрыней и тысяцким Путятой. Узнав, что к ним идёт ратная сила, чтобы уничтожить дедовские святыни, новгородцы собрали вече и постановили не выдавать своих богов. Город был укреплён, мост разобран, на берегу выставлены камнемётные орудия. Не решившись на прямое столкновение, киевляне обманом захватили нескольких зачинщиков сопротивления. Это привело в ярость новгородцев. Народ разорил церковь Преображения, ограбил дома первых новгородских христиан. Около пяти тысяч горожан вступили в жестокую сечу с войсками Путяты. Тогда Добрыня под покровом ночи переправился на Софийскую сторону и зажег дома на берегу. Пожар в деревянном городе был страшным бедствием. Многие кинулись тушить свои дома, остальные запросили мира. Насилие оскорбило вольный дух новгородцев. Горожане шли креститься со смущённой душой и ожесточённым сердцем. Людей толпами загоняли в воду. Мужчины крестились выше, а женщины ниже волховского моста. Многие пытались идти на обман, уверяя, что уже крестились. Поэтому проповедники надевали всем крещённым на шею крестики. Так на Руси появилась традиция нательных крестов. После этих событий соседи ещё долго с насмешкой припоминали новгородцам о том, как «Путята крестил их огнём, а Добрыня мечом». С годами христианство прочно завоевало души ильменских славян, но грубое навязывание веры надолго запечатлелось в их душах, породив так называемое двоеверие, причудливое переплетение традиций язычества и христианства. Воспоминания о нём живут и поныне в народных праздниках Масленицы, Иванова дня и других языческих обрядах. История крещения Новгорода описана в Иоакимовской летописи. В начале 80-х годов XX века академик В.Л. Янин решил проверить достоверность этих сведений о пожаре, которым сопровождалось крещение Новгорода. Были произведены раскопки, давшие поразительный результат. Выяснилось, что в год христианизации Новгорода пожар уничтожил все сооружения на большой площади. Невостребованными оказались находившиеся под полами сгоревших построек клады, являвшиеся домашней казной. Следовательно, их владельцы погибли. Здесь же когда-то находилась и деревянная церковь Преображения, которую согласно летописи разметали противники крещения.

Комментарии (0)

Фотогалерея

архив новостей

Подписка

Поделись новостью

Каталог организаций