Объявления
СВЯТАЯ МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ
Вот и солнце встаёт. Проснулась Ямская Слобода. Потянулись коровушки в стадо. Задымились печные трубы над домами.
Проводив кормилицу со двора, Анастасия Абрамова поспешила вернуться к домашним делам: для воскресного дня у неё было поставлено тесто. Миша поймал в омуте щуку, и она собиралась испечь рыбник. Много хлопот у хозяйки, хорошо, что дети подросли. Дочери, чтобы помочь матери, также поднялись чуть свет.
Семья у Абрамовых была большая, семеро ребятишек в доме - попробуй всех накормить! А потому родителям сложа руки сидеть не приходилось. Вот и глава семейства Александр Васильевич в то утро, чуть забрезжил рассвет, по холодку отправился на луг травы валить. Следом за ним вёл прокос старший сын Алексей, старался проложить ровный ряд и Коля…
- Валюшка, ты у нас быстрая, - обратилась к дочери мать, - беги, зови наших работников. Зина, накрывай на стол, самовар шумит, чай пить будем.
И вот вся семья в сборе. Александр и Настя не налюбуются на своих деток. А они и впрямь хороши: ладные, в работе умелые, нравом незлобливые, к старшим уважительные, мать и отца почитающие. Счастье таких детей иметь.
Светило солнце. Небо было безоблачным. Тишина стояла на улице – на селе летний день год кормит. Вдруг как удар грома: «Саша! Настя! Война!»
Какое страшное слово – жуткое, кровавое! Прямо по сердцу полоснуло.
- Саша, что же это такое? – обернулась побелевшим лицом к мужу Анастасия. – У нас же договор о ненападении.
- Ну, немчура, ну, вражина! – бросил на ходу Александр.
А у сельсовета уже всё село собралось. Каждый из мужчин был готов броситься на врага, смять, уничтожить его в одном порыве. Все верили в победу и не знали тогда, как далеко до неё – целых 1418 дней и ночей!
Война. Наплакались жёны и матери досыта и навзрыд; по ночам и тихо. Море печали разлилось вокруг. Настал час расставания.
- Полно, Настя, плакать-то, - утешал жену уходивший на фронт А. Абрамов, - не навек ведь расстаёмся-то. Вот прогоним супостата с нашей земли и заживём счастливо. Вон у нас какие орлы растут, а доченьки Зина, Валя, Шура – загляденье.
- Папаня, ты правда на войну идёшь? – обращается к отцу сын. – Можно и я с тобой?
- За вас за всех я повоюю, - откликнулся тот, - а вы маму слушайтесь и берегите, помогайте друг другу, живите дружно.
И вот Александр на фронте. Бросили его в самое пекло. Нужно было сорвать план наступления противника по захвату Ленинграда. Враг из укрытий бил внахлёст, а затем 90 самолётов в течение двух часов сбрасывали на позиции бомбы.
Земля как в истерике билась, и лежали бойцы, в снегу коченея. Весь день не было возможности высунуть головы из окопов. И гибли ребята от пуль, снарядов и бомб. Александр не ранен ещё и не убит, он погибнет в 1943 году под Чудовом у деревни Хитрово. Поднимется вместе со всеми, рванётся во весь рост на вражеские доты, забыв о жизни, забыв о смерти, и упадёт, обняв родную землю…
Преданно и верно служил Отчизне наш земляк. По примеру отца также верно несли службу в Вооружённых Силах России его сыны – Алексей, Михаил и Николай. Все они были скромные, расположенные к людям, работящие. Добрый след оставили на земле. Он гордился бы ими. Как гордился бы своей женой, которая, несмотря на военные и послевоенные тяготы, сумела победить и выстоять, воспитать своих детей замечательными людьми.
Дом Абрамовых стоял у дороги. По ней ушёл на войну глава большого семейства, на неё с надеждой смотрела каждый день Анастасия: не идёт ли почтальон, не несёт ли весточку с фронта? Если бы дом умел говорить, он о многом бы поведал нам. О том, как счастливо жилось до войны, о тревоге и печали во время войны, о нужде в послевоенные годы… Вместо мужа с фронта пришла похоронка, сполна испила горькую вдовью чашу многодетная мать, но судьбу свою не кляла. Нелегко, несладко свой век прожила, но к соседям со своим горем не ходила, а когда в дом приходила радость, песню спеть не считала за грех. И людям казалось, что живёт она счастливее многих, ведь у неё такие славные дети.
Сдвинет сурово брови, улыбнётся, тоску затая, и идёт по жизни целеустремлённой и твёрдой походкой - вот такой я знала Анастасию Абрамову. Она ни дня без дела не сидела, любила порядок во всём. Никогда не оставляла незаконченную работу на завтра. Нелегко жилось семье без кормильца, нередко в доме не было хлеба, однако не голодали. Рачительная хозяйка всегда находила выход.
Строга была мать. Её слово было для детей законом. Здесь каждый знал своё дело и старательно выполнял его, а высшей наградой была материнская похвала. Мать была опорой детям, а они - ей. Всё умели и могли сыновья: стога метать, дров на зиму готовить, рыбы в реке наловить… А дочери в доме и на огороде на славу управлялись, вечерами занимались строчевым ремеслом. Никакой работы не чурались дети Анастасии. Грибы и ягоды носили, ивовое корьё заготавливали: копейка к копейке – рубль набирался.
Анастасия не воевала с неприятелем рядом с мужем, у неё был свой фронт - трудовой, где она ежедневно совершала подвиги. Вырастила и поставила на ноги семерых детей, каждому дала путёвку в жизнь, и они прошли свой путь, не потеряв чести и достоинства, не подведя родителей.
Женщина-мать. Она по праву заслужила благодарную память потомков – своих внуков и правнуков, которые не забывают родные места, регулярно приезжают в Крестцы поклониться праху своей бабушки и прабабушки.
Т. Домнина