Объявления
Застряла осколком в сердце война…
Десятилетняя жестокая война оставила трагическую память. Их много, не вернувшихся и оставшихся инвалидами.
Эта дата - не только дань памяти погибшим. Это выражение глубочайшей признательности и благодарности вернувшимся, честно и мужественно исполнившим свой воинский долг. Ветеранам боевых действий.
Сегодня эта дата отмечается как День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Среди них немало наших земляков, воинской доблестью подтвердивших верность присяге. Таких, как Игорь Николаевич Егоров (на снимке).
Тогда, в августе 1985-го, крестецкий парнишка Игорь Егоров, подобно многим сверстникам, оказался в демократической республике Афганистан.
…Пути из сборного призывного пункта областного военкомата у призывников оказывались разными. У Игоря Егорова он поначалу лежал в Каменку, под Ленинград, куда новобранец был направлен в мотострелковый полк. Но задержался там недолго. Его, как и других новичков, самолётом отправили в таджикский Душанбе, а оттуда - в узбекский Термез. Все, конечно, знали, что этот путь - прямая дорога в Афганистан.
Так он попал в 70-ю орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого мотострелковую бригаду. Базировалась она в афганской провинции Кандагар. В тот год, вспоминает мой собеседник, он не один из крестецких парней попал в Афганистан, но в этой воинской части оказался единственным.
Как выяснилось, точка назначения была ещё не конечная. После ночёвки ребят переправили вертолётом во 2-й мотострелковый батальон этой бригады. Находился он в провинции Гельменд, под городом Лашкаргах. Батальон осуществлял функцию охраны бригады специального назначения. Там же базировался и вертолётный полк. Шесть точек охраны по специально оборудованному и укреплённому периметру. Вместе с тем подразделения, не занимающиеся охраной, выезжали в пустыню Регистан для перехвата караванов с оружием и наркотиками. Это были самые настоящие боевые действия с убитыми и ранеными с обеих сторон. Вместе с тем выезжали на корректировку огня. Обеспечивали огневое прикрытие царандоевцам и прочим группировкам, бывшим на службе у правительственных войск.
Игорь Егоров стал служить во взводе связи, на радиостанции дальнего действия. Связисты обеспечивали батальон внутренней связью.
21 месяц наш земляк провёл на афганской земле - с августа 1985-го по май 1987-го. И сегодня эта память жива как никогда. Впрочем, у него так было всегда. По фамилиям и именам помнит своих командиров, многих сослуживцев. Иногда в Интернете просматривает места своей боевой юности. Сейчас там американские войска.
Не удержалась от вопроса: есть ли разница в пребывании советских и американских войск на афганской земле?
- Когда мы там находились, перед нами не ставилась задача разрушать и стирать с лица земли. То, что сегодня делают они - совсем другое дело. Мы даже строили гражданские объекты. Мы не отвечали на выстрелы по нам из кишлаков. Сами выдвигались в населённые пункты и производили выборочные зачистки. Людей посылали на боевые задания. Тогда и поля афганские зеленели. Натовцы же просто всё бомбят. О мирном населении никто не думает. Сейчас там совсем плохо. Продукты питания и те привозятся из Пакистана. Местное население ничего не производит, ничем, кроме войны и сбыта наркотиков, не занимается. А ведь в этой стране благодаря климатическим условиям можно выращивать и снимать по 2 урожая в год. Убивают в Афганистане сейчас намного больше, чем в наше время…
И вновь о службе:
- …Расстояния между провинциями большие. Кандагар, Гельменд, Шиндант… Поэтому приходилось ходить с колонной в сопровождении. Два раза в год ходила большая колонна, до 100 автомашин, с нефтепродуктами. Эти колонны мы сопровождали. В нашем взводе потерь не было, а в батальоне были. В основном подрывались на минах. Среди них самые страшные - фугасные мины. Вот и в таких колоннах случалось по одному-два подрыва, не считая обстрелов. Видели наёмников, воевавших на стороне оппозиции, - французов, немцев.
Продукты питания доставлялись нам из Союза, обеспечение было неплохое. Тогда, в эпоху дефицита, многие вещи из тех, что поступали нам, можно было купить только в специализированных магазинах «Берёзка».
…Демобилизовался мой собеседник уже в звании сержанта, служил и заместителем командира взвода. Вспоминает свой обратный путь: как такой же колонной добирались до Кандагара, оттуда уже военно-транспортным самолётом до Ташкента, а далее сами, кто как - домой…
После армии Игорь Николаевич освоил немало профилирующих со связью специальностей и в этой сфере продолжает трудиться без малого 22 года. Сегодня он ведущий инженер участка эксплуатации №4 ОАО «Ростелеком».
Напоследок:
- Не надо нам было оттуда уходить. Сделали только хуже. Начатое нужно было доводить до логического конца. Мы ушли, официальная власть сразу свои позиции сдала, в образовавшийся вакуум тут же хлынули и оппозиционеры, и всякая нечисть. То же будет, когда уйдут американцы.