Главная Актуально Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка

Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка

11.03.2015

 «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

(В. А. Сухомлинский)

 

Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности – одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других её членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка. Семьи исповедуют разные культурные ценности и, соответственно, получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выигрывают» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но и сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и многое другое.

Тип поведения ребёнка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если ребёнок поступает в разрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представления, какие из них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребёнок «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» от А до Я. Пропуская через призму личного опыта, ребёнок «создает» свои правила поведения, взаимоотношений, деятельности и следует им в силу привычки, а потом – внутренней потребности.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, порядки, правила поведения.

Психологи выявили особую роль семейных историй для психического развития детей. Оказывается, люди, которые в детском возрасте слышали такие предания от отца и матери, бабушек и дедушек, лучше постигают психологические взаимосвязи в своём окружении, легче ориентируются в трудной обстановке. А тем, кто рассказывает сыну или внуку эпизод из прошлого, тоже полезно это делать: воспоминания уравновешивают психику и вызывают столь дефицитные положительные эмоции. По мнению психологов, особенно значимы для детского развития воспоминания старших родственников о неудачах: они прибавляют детям уверенности в своих силах. Раз у близких и любимых людей не всё получилось сразу, не следует слишком уж расстраиваться из-за своих промахов. Учёные рекомендуют почаще рассказывать детям истории из собственной жизни. Это помогает детям ощущать свой рост, гордиться достижениями, стремиться к дальнейшему росту.

Неизменным остаётся назначение в обществе семейных традиций и  ценностей: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

С. Капустина

 

Комментарии (0)

Фотогалерея

архив новостей

Подписка

Поделись новостью

Каталог организаций